Музыка – это первый вид искусства, с которым человек сталкивается в жизни. Воспринимать музыку ребенок начинает еще в период внутриутробного развития, существует даже методика развития ребенка до рождения – «Сонатал», разработанная профессором, доктором медицинских наук, кандидатом психологических наук, действительным членом Академии педагогических и социологических наук М. Л. Лазаревым. Эта методика включает в себя не только активное слушание музыки будущей мамой, но и вокально-речевую и двигательную деятельность.
Музыка помогает малышу привыкнуть к новой обстановке, когда он идет в детский сад, ведь главная задача, которая стоит перед педагогами на музыкальных занятиях – это создание положительного эмоционального фона.
С детьми раннего возраста проводится два занятия в неделю.
Все музыкальные занятия объединяются игровым сюжетом – «Зайка в гостях у ребят», «Курочка - рябушечка» и др. Особенно эмоционально малыши реагируют на кукольные спектакли с участием героев русских народных сказок – Колобка, Лисы, Волка и др.
Каждый игровой сеанс включает в себя слушание музыки, пение (у детей раннего возраста это пока еще только подпевание отдельных слов или звукоподражание), музыкально- ритмические движения – в первую очередь это упражнения на развитие двигательных навыков – бег, ходьба, подпрыгивание и музыкальные игры.
Один из любимых детьми видов деятельности — игра на музыкальных инструментах. Программами музыкального развития дошкольников этот вид деятельности предусмотрен в работе с детьми от четырех лет, но мы начинаем учиться элементарному музицированию уже с раннего возраста.
Для этого в учреждении созданы все условия – в наличии не только знакомые всем музыкальные инструменты – бубны, ложки, но и такие, как шейкеры, музыкальные подвески, колокольчики, треугольники, ксилофоны, хроматические металлофоны и многие другие.
Дети с большим удовольствием подыгрывают бубенцах зайке, танцующему под русскую народную мелодию, слушают потешки, которые поет педагог, подыгрывая себе на Музыкальные занятия способствуют не только развитию собственно музыкальных способностей, но и формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер психики – внимания, памяти, мышления.
Например, при разучивании музыкальной игры ребенок соотносит текст с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, пониманию ее характера, соотношения движения и музыки. Слушание музыки, подпевание связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта.
Польза детской хореографии.
Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Статья рассматривает различные аспекты развития малышей, которые посещают занятия хореографией для детей. Каждый родитель хочет, чтобы ее ребенок был сильным, гибким и уверенным в себе. Все это ему может дать такой вид деятельности, как — хореография для детей (художественно-эстетическое направление). Многие специалисты из медицинской области утверждают, что танцы являются великолепной физической практикой даже для малышей 3-х лет. В этом возрасте ребенок отличается превосходной гибкостью, шпагат, мостик и другие подобные упражнения даются ему с легкостью, в то время как взрослым приходится ежедневно прорабатывать их, чтобы вернуть телу детскую гибкость и пластичность. Хореография для детей позволяет сохранить им эти качества на всю жизнь. Часто в детском возрасте возникает вопрос о целесообразности детей заниматься танцами. Многие родители считают, что если ребенок занимается хореографией, то обязательно он должен стать танцором. На самом деле, занятия танцами позволяют ребенку дать выход энергетике, заряжая одновременно его бодростью. Занимаясь танцами, ребенок учится общению со сверстниками, интересно проводит с ними время. И совсем не обязательно, что хореография станет его будущей профессией. Но те приобретенные навыки будут способствовать развитию пластики. Тренированные мышцы и красивая осанка придадут уверенности вашему ребенку, что позволит с легкостью достигать поставленных целей. Хореография для детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и, как следствие, человек способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребенка в танце, используя импровизацию, способствует и умственному развитию, поэтому хореография принесет только пользу. Хореография очень полезна и для мальчиков. Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, в общем, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определенных высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, дорогие родители, что ваш ребенок от занятий танцами станет еще здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. И действительно, уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают все налету, учатся, как бы играючи. Они переполнены энергией, оптимистичны, легки на подъем. С такими друзьями в компании легко и уютно. Данная информация заставляет родителей о многом призадуматься. И если нравятся вашему ребенку танцы, пусть ими занимается на радость вам и себе. Что же дают занятия хореографией для детей? • координацию; • правильную осанку; • крепкий мышечный корсет и гибкие суставы; • выносливость. Это только то, что касается тела. Кроме этого у малыша улучшится внимание, мышечная и визуальная память. Регулярные уроки хореографии для детей позволяют развить силу воли и дисциплинированность. И что очень важно, они помогают побороть природную застенчивость и научиться коммуникабельности, ведь, как правило, занятия проходят в группе и при постановке танца нужно уметь действовать сообща, а где-то и синхронно. Что требуется для занятий хореографией? Девочки: танцевальный купальник белого цвета, белые носочки, белая юбочка и мягкая танцевальная обувь (балетки). Волосы должны быть аккуратно убраны и не мешать ребенку во время занятий и репетиций. Мальчики: белая футболка и шортики черного цвета, носочки и мягкая танцевальная обувь (балетки) или чешки. Одежда должна быть удобной, не стеснять движения и не отвлекать ребенка от занятий. Мотивация ребенка МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Задача педагога-хореографа, сформировать у детей стабильную мотивацию к занятиям хореографией, чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели. На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы: — содержание учебного материала; — организация учебной деятельности; — стиль педагогической деятельности; — сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа. Регулярные занятия хореографией приучат ребенка к внутренней дисциплине с детства – это один из лучших подарков, который вы можете ему сделать. Конечно, во время занятий ребенок направляет внимание на выполнение упражнений, но обучение проходит в группе, и он получает навыки социализации, учится работать в команде, общаться с другими детьми.
«Коммуникативный танец как средство
развития общения детей старшего дошкольного возраста»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», а всё это и может воплотить в себе хореография. В.А.Сухомлинский
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь – это и другие дети, сверстники. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.
Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Одним из видов музыкально-художественной деятельности, обеспечивающим эффективность общения детей дошкольного возраста, является танец. Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
В нашем хореографическом кружке «Соцветие» занимаются дети среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно – потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ребенку легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Развитие навыков общения является одной из главных задач, решаемых мною на танцевальных занятиях.
В танцевальные коллективы поступают дошкольники с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков — многие не хотят вставать в пару.
Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности.
Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
Содержание танцев, разучиваемых с детьми, способствует развитию динамической стороны общения – легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Они также способствуют развитию эмпатии и сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения детей не только поднимают настроение танцующих, но и помогают им точно выполнять движения.
Компоненты коммуникативного танца, используемые мною при построении танцевальных композиций, просты: шаг, бег, , подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкального произведения. Поскольку музыка повторяется много раз, дети могут легко осознать её форму, что позволяет им предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.
Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.
Коммуникативные танцы стараюсь использовать в различных формах работы с детьми: на занятиях хореографии, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. В процессе исполнения таких танцев нередко предлагаю некоторым участникам исполнять аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах, что вызывает у дошкольников большой интерес.
Ценность коммуникативных танцев, используемых мною в работе, вижу и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы в основном стараюсь строить на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в танцевальном коллективе.
Известно, что в танцевальной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Этот момент считаю очень существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает детей и наделяет смыслом сам процесс их участия в танце. Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении наших совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.