Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.
1. Игра «Назови 3 (5) предметов»
Эта игра помогает развить умение классифицировать. Она расширяет словарный запас и кругозор ребенка.
Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих
2. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) .
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево) .
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля) .
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль) .
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом) .
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет) .
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо) .
Рукава, воротник, манжеты (рубашка) .
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова) .
Пол, стены, потолок (комната) .
Подоконник, рама, стекло (окно) .
3. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
4.Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
5.Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
6.«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
7. «Аукцион слов»
Предложите ребенку называть слова-признаки к любому предмету, который вы увидели по дороге домой: Машина – какая? Ребенок говорит – железная, затем говорите вы – легковая, затем говорит ребенок - быстрая…и т. д.
Подобные игры хорошо пополняют словарный запас ребенка, расширяют кругозор.
8. «Веселый счет»
По дороге домой можно вместе ( по очереди) с ребенком посчитать любые предметы:
-Одна красная машина – две красных машины…. – пять красных машин….- десять красных машин
-один кирпичный дом - два кирпичных дома….- пять кирпичных домов…..- десять кирпичных домов
-одно сладкое яблоко – два сладких яблока…. – пять сладких яблок…. –десять сладких яблок
9. «Кто – откуда?»
Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.
Взрослый – Откуда вышел мужчина?
Ребенок – Мужчина вышел из магазина.
Взрослый – Откуда выехал автобус?
Ребенок- Автобус выехал из-за дома.
Взрослый – Откуда вылезла кошка?
Ребенок – Кошка вылезла из-под скамейки.
Взрослый - Куда зашла бабушка?
Ребенок – Бабушка зашла в подъезд.
Взрослый – Где сидит ворона?
Ребенок – Ворона сидит на дереве, на ветке.
Взрослый – Откуда слетел (вылетел) воробей?
Ребенок – Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.
В своих вопросах используйте разные предлоги: В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ, НАД, С (СО), ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
10. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
-кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
-стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
-пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
-слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
-волк, собака, рысь, лиса, заяц;
-лошадь, корова, олень, баран, свинья;
-роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
-зима, апрель, весна, осень, лето;
-мама, подруга, папа, сын, бабушка.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно!
|